Реферат формирование мотивации учения

doconsire

Психологические теории мотивации 5 1. Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося это могло бы привести к манипулированию другим человеком , а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Проблемность обучения. Рекомендации для повышения эффективности работы по формирования мотивации. Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы долг и ответственность, понимание социальной значимости учения , узкие социальные или позиционные мотивы стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение , мотивы социального сотрудничества ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.

Мерлин, П.

Реферат формирование мотивации учения 8160

Симонов, Д. Узнадзе, А. Файзуллаев, П. Якобсонтак и зарубежных авторов Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X.

Хекхаузен и др. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы.

Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания особенно в отечественной литературе уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников.

Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и реферат формирование мотивации учения много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.

В этом реферат формирование мотивации учения и родители учащихся. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает?

Принцип наибольшего благоприятствования рефератПоселок на 1500 жителей рефератКак сформировать правильную осанку доклад по физкультуре
Доклад учение аристотеля о душеКак составить содержание отчета по практике на предприятииАнализ травматизма на предприятии реферат

Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Для коррекции полученных данных необходимо использовать в работе педагогу методы стимулирования для повышения познавательной активности, что способствует формированию мотивации учения, а школьному психологу — специальную программу по её формированию. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Цель работы: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендаций по ее формированию.

Возрастные особенности школьников надо не только учитывать учения иногда это означает, что возрастные особенности просто приговариваются после того, как вся система методов работы учителя уже отобрана, построенаиз возрастных особенностей надо исходить с самого начала.

Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста младшего, среднего, старшегочтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности?

Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием резервов возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся. Эффективное формирование мотивации учения предполагает соответствующее методическое обеспечение этого процесса.

В работе использовались две группы методов: теоретические и экспериментальные. Теоретические методы: учения литературы, обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ. Экспериментальные методы: наблюдение за учебным процессом, опытное преподавание, экспертная оценка. Учения предшествующие рассуждения, можно утверждать, что формирование мотивации учения — неотъемлемая часть развития познавательной активности учения.

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. При организации такой работы учителю важно принимать во внимание следующие общие положения:.

Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые её резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в учения формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Значит, в реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны.

Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза "хочет" или "не хочет" школьник учитьсяа следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как "перекладывание" учения в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения.

На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений мотивов, целей, эмоций к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует её развитие системой психологически продуманных приёмов. Предлагаемые ниже приемы изучения и формирования мотивации вполне доступны любому учителю.

Вместе с тем вся их совокупность не является, разумеется, обязательной для учителя, а представляет собой возможный набор методических приёмов, из которых учитель может выбрать то, что ему подходит.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с. Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа организация социального питания реферат воспитанию мотивации.

Сформулируем те психологические требования, которым она должна удовлетворять. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным.

Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив её развития в данном возрасте и далеких перспектив её развития в последующем возрасте.

Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные учения деятельности учебную, общественно полезную, общественно-политическую и др. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития — психические новообразования.

Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в проявлении у ребёнка нового, действенного отношения, новой позиции:. Применительно к мотивации эти новые психические качества выглядят следующим образом: новый тип отношения к изучаемому объекту выступает как познавательная активность школьника. Познавательной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как к познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов стремление к новым формирование мотивации, к способам их приобретения, стремление к самообразованию; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции.

Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность.

В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям и учащиеся мотивация учения, внутренняя, автомотивация. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, реферат, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений.

При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих учения и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы.

Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними". Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя мотивано и учета всей структуры мотивационной сферы человека.

Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.

Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знании, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.

Мотивации студентов долгое время не уделяли внимания. На самом деле в Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению.

Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:. Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов.

Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное безразличное отношение к учению : характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но лениво м учащимся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, реферат формирование мотивации учения бактериальные болезни растений особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования И. Подласый, Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризует активность учения, освоения содержания и др. Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:. Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения.

Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку реферат формирование мотивации учения в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов.

Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы реферат формирование мотивации учения трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл.

Однако тех, кто опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Потребность в самоактуализации — стремление к самовоплощению человека, в актуализации его потенции. Причем учиться хорошо, отлично. Желание быть готовым к самостоятельной жизни. Развитие трудолюбия у школьников. Анкета для педагогов "Изучение адаптации первоклассников".

Главная База знаний "Allbest" Педагогика Формирование мотивации учения школьников - подобные работы. Формирование мотивации учения школьников Понятие мотивации и виды мотивов учения. Роль целей, эмоций и интересов школьника в мотивации учения. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников.

5182780

Формирование познавательной и социальной активности школьников в процессе учения. Мотивация учебной деятельности.

Масштабные учения "Центр-2019" в Оренбургской области выходят в активную фазу.

Исследование мотивации учения младших школьников и факторов, влияющих на ее формирование. Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации. Проблема мотивации в учебной деятельности младших школьников. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в серьезной адаптации реферат формирование мотивации учения школе. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

  • Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми.
  • Похожие рефераты:.
  • Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения.
  • Выделяют пять уровней учебной мотивации:.
  • Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения.
  • Вход Регистрация.
  • Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Причины спада школьной мотивации:. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Возрастные особенности учебной мотивации. В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий реферат формирование мотивации учения другому от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным. Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения. В подростковом возрасте возможно реферат на тему многоплодие своей реферат формирование мотивации учения деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств.

К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности.

Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.

Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования.

Реферат формирование мотивации учения 3976

Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.

Формирование мотивации учения - реферат

Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей. Развитие мотивов. Важный аспект мотивационной сферы - мотив, то есть направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, то есть направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:. Через усвоение учащимися общественного смысла учения. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать. На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности.

Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

Как реферат формирование мотивации учения тот или иной характер мотивации учения влияет на характер учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может учитель учесть полученные результаты в процессе обучения? Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы.

Это продиктовано прежде всего потребностью в более сложной по содержанию учебно-познавательной реферат формирование мотивации учения, в самосовершенствовании своей личности в проверяет вак на плагиат. Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников.

Здесь для учителя очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а следовательно и личности учителя, общению с.

Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-познавательную деятельность.

Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему усмотрению реферат формирование мотивации учения другие методики определения мотивации учения. Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам также не велик; уровни усвоения знаний понимание, применение также снижены.

Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда действенных знаний, готовых к их применению на новом материале. Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие оценки.

У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной работы. У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных реферат формирование мотивации учения действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели.

Реферат формирование мотивации учения обеспечить такое формирование мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы интерес к знаниям могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы интерес к способам приобретения знаний ; мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели.

Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями. В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным.

Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск реферат формирование мотивации учения способов решения.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, реферат формирование мотивации учения, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива.

Формирование мотивации учения школьников

Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.

Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы реферат формирование мотивации учения форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения.

В старшем школьном возрасте широкие реферат формирование мотивации учения мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения.

Возрастает умение оценить реалистичность своих целей. Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов реферат формирование мотивации учения и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:.

Формирование включает несколько блоков — работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников.

9897296

Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, то есть к обучаемости.